История школы

Сокращенный вариант на основе книги  Иванов Ю.И., Сорокин В.Е. Кшаушской школе 110 лет. – Чебоксары: Частная типография, 2000. – С.6-7,10, 16, 20, 26."Кшаушской школе 110 лет")

 Текст адаптирован Майковым Е.А.

 

Оглавление

 

Введение

Дореволюционное прошлое школы………………………………………….2

Школа в годы первых пятилеток…………………………………………… .4

Школа во время войны………………………………………………………. 9

Школа в 60-е годы…………………………………………………………...10

Заключение………………………………………………………………….  11

Библиографический список…………………………………………………12

Приложение………………………………………………………………….13

 

                                                Введение

       Кшаушской школе исполнилось 115 лет. Это больше нашего человеческого века. Людей, ровесников ее, нет в живых, и трудно представить, что школы когда-то не было. В ней учились родители нынешних учеников, их деды, прадеды. Но ведь кто-то стоял у самых истоков кто-то тогда открыл ее. И затем несколько поколений учителей работали здесь. Все они были непохожими друг на друга, как вообще каждый из живущих на Земле людей. И все в разное время несли детям окрестных сел свет и радость познания.

       Раньше сбором материала по истории школы никто не занимался, а в школьном архиве не было никаких, кроме книг приказов с 1947 года.

1989-1990 год  учителя и учащиеся сделали очень много. Они обошли все дворы в школьном микрорайоне, расспросили старожилов окрестных деревень, отправили письма выпускникам прошлых лет, бывшим учителям и руководителям школы. Особенно большую работу проделали тогда директор школы Иванов Юрий Иванович, учителя Васильева А.В., Кудряшова Л.П., Саливарова Е.Ф., Савельева Л.И., Моисеев В.М., Фомин С.П.. Кроме того, были направлены запросы в центральные государственные архивы (ЦГА) Чувашской и Марийской АССР, а также Казани. В последствии сбора информации начинается кропотливая работа по восстановлению событий тех лет. Всем этим руководит Иванов Ю.И. директор школы в 1984 - 1996 годах. И они вместе с ветераном войны, членом Союза журналистов Василием Ефимовичем Сорокиным (он обучался в нашей школе в 1931-32 годах) систематизировали  имеющийся материал по истории школы.

       И вот что мы узнали. 

      Вот какие сведения были получены из архивов:

• «Кшаушинская школа грамоты (дер. Кшауши) открыта 15 сентября 1890 года законоучителем, священником А. Добросмысловым, учитель Ф. Ефремов. Всего 33 мальчика».

Документ: «Краткий отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Казанской епархии за 1891-1892 г.г.», ЦГА Чувашской АССР

• «Кшаушинская начальная школа открыта 15 сентября 1890 года в дер. Кшауши Янгильдинской волости Ишаковского прихода законоучителем, священником Ишаковского церковного прихода Афстафием Петровичем Добросмысловым. Первый учитель школы Ефремович Ефремов, крестьянин, православный, чуваш, родившийся в деревне Марково Чабаевской волости Ядринского уезда. Школа помещалась в частном деревянном доме. Учитель жил при нколе».

    Документ № 4350, 1893 г.: «Краткий отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Казанской епархии за 1891-1892 учебный год», ЦГА г. Казань Татарской АССР

• «Кшаушская начальная школа была открыта 4 декабря 1891 года (по данным 1894г) ...Число учащихся в 1891 г. составляло 12 человек. К 1 декабря 1892 г. число учащихся увеличилось до 30 чел. К 1 декабря 1893 г.- до 25 чел., на 1 декабря 1894 г.-18 чел. Все ученики из крестьян. Несколько учеников жило при школе. На школу в среднем тратилось до 25 руб, В ноябре 1894 г. учителем стал работать Ефрем Осипович Тояш.», ЦГА Марийской АССР.

Как видим, два документа из трех свидетельствуют, что школа была открыта в 1890 году. Это же явствует и из рассказов старожилов окрестных деревень, слышавших что-то в свою очередь от своих родных, соседей.

Восстановлению вековой летописи много помогли ветераны труда Степан Иванович Трепнев, Василий Федорович Тихонов, Мефодий Федорович Плотников, Яков Михайлович Седов, Петр Максимович Орешников, Александр Григорьевич Герасимов, Харитина Христофоровна Дмитриева, Васильева Анастасия Васильевна.

 

 

Дореволюционное прошлое школы

       Арсентьев Михаил Максимович, рассказывал много лет спустя Степану Ивановичу Трепневу (со слов которого и записаны эти воспоминания). «Отец Ивана, Михаил Филиппович, - рассказывает С.И.Трепнев - работал церковным старостой в Ишаковском приходе. У него было 7 сыновей... Все сыновья жили со своими семьями отдельно от отца, жили небедно, общались с местными купцами и церковниками. Михаил Филиппович знал местного священника как порядочного и уважаемого человека. И когда тот решил открыть школу в Янгильдинской волости, посоветовал сыну Ивану сдать под школу свой дом. Таким образом, Арсентьев Иван Михайлович по просьбе местного священника сдал в аренду свой пятистенный деревянный дом».

      Священника, стараниями которого была открыта школа, звали Афстафием Петровичем Добросмысловым. Мы мало знаем о нем, но судя потому, что нам известно, человеком он был замечательным. За 3 года, в 1888-90 годах, открыл четыре школы: две - в селе Ишаки, одну - в Шоркасах и одну - в Кшаушах. На самом деле, школа была сначала в д. Собаккасы. Именно там стоял дом Ивана Арсентьева, отданный под школу. Но что интересно, называлась она с самого начала Кшаушской или Кшаушинской. При открытии полное ее название было «Кшаушинская школа грамоты».

        Ребята собирались в нее со всех окрестных деревень. Одни ученики жили у родственников, другие - при школе. Сашке из Кшауш повезло: школа была совсем рядом, и отец с матерью отправили его учиться. Каким счастливым он был, когда, приходя домой, показывал буквы отцу и своим сестренкам. Девочки не ходили в школу. Считалось, что им это ни к чему, у них свои науки - дом, хозяйство...

       Никто не помнит, сколько лет существовала школа в доме Ивана Михайловича Арсентьева. Известно что, в 1908 году происходит реорганизация школы, Согласно архивной справке № Т-21 '.«Кшаушское однокласное училище смешанного типа было открыто 10 ноября 1908 года (по данным 1908 г.). Место нахождения - д. Кшауши. Полный курс учения составлял 4 года. Первый учитель- Васильев Иван Васильевич, крестьянин села Юто-Ядрина, чуваш. Законоучителем работал священник Любимов Владимир Петрович. В последующее время учителями работали: Лукьянова Анна Васильевна, законоучителем - Пикторинский Николай Васильевич и Сафрашцкий Кропит Александрович, попечителем училища был Дмитриев Петр Дмитриевич. Национальный состав школы- чуваши. По социальному составу - в основном крестьяне. Почти все мальчики...»

     Но продолжаем читать архивный материал. «Возраст учащихся 7-13 лет. Число учащихся колебалось от 14 до 33. Учебных дней в году было от 145 до 180. На содержание училища тратилось от 200 до 783,5 руб. Оклад учителя составлял 360 руб. в год» Какими были наши, Кшаушские, учителя? Мы знаем, что многие из них происходили из крестьян. Наверняка им в сельской школе работать было гораздо легче, чем городским учителям, и вообще мир казался им светлее. О некоторых людях, преподававших в нашей школе в старые времена, все, что нам известно - это только их фамилии. Мы не знаем, откуда эти люди родом и по каким причинам стали работать в школе. Наверное, большинство среди них были людьми особенными, думавшими о своем призвании, об идейном служении. Были, может быть, и те, кого стать сельским учителем заставила крайняя нужда. Но независимо от того, почему они е жизни выбрали этот путь, сельские учителя были большими тружениками. Все они пользовались уважением в округе. Читаем ли теперь документы прошлых лет, слушаем ли рассказы старожилов - нигде ни разу не упоминается какой-нибудь учитель, который относился к своему делу плохо.

      Зажиточные люди ревностно следили за делами друг друга: у кого какой урожай зерна, у кого сколько скотины. Крепкие хозяева пользовались всеобщим уважением. Когда Иван Арсентьев из Собаккасов сдал свою избу под школу, его стали в округе уважать больше прежнего. А некоторые - еще сильней завидовать. В 1911 году в соседней с Кшаушами деревне Большое Котяково открылась еще одна школа.

       Вот, что рассказывает в своих воспоминаниях Трепнев С.И.: «В 1911 году житель д. Собаккасы Арсентьев Михаил Максимович, завидуя своему соседу Арсентьеву И.М., специально построил школу в деревне Большое Котяково. Для этого он купил за 250 рублей большой пятистенный амбар, где ранее хранилось страховое государственное зерно («Магас амбаре»). Этот амбар находился где-то около деревень Олгаши и Мамги. Обо всем он мне рассказал сам. Прожил Арсентьев М.М. почти 90 лет. 6о время раскулачивания ему пришлось переехать из этих мест в Пермскую область».

      Подтверждение этому - в документе архивного фонда «Инспектора народных училищ за 1879-1918 г.г.» имеется следующая запись: «Больше-Котяковское начальное училище было открыто 19 сентября 1911г., находилось е д. Большое Котяково Янгильдинской волости Ишаковского прихода. Училищное здание было наемное - за 250 руб. в год. Училище состояло из помещений: учительская, ученическая, библиотека-читальня. Первая учительница - Барабкина Екатерина Алексеевна, жалование имела 30 рублей. Законоучителем работал дьякон Кротов Софрониций, жалование имел 75 рублей. В последующее время учителем работал Медведев Александр Степанович, законоучителем - В. Платонов. Национальный состав училища - чуваши. По социальному происхождению - крестьяне. В 1911 году обучалось 14мальчикови4девочки. Попечителем училища в1913 году был земский врач Степанов Леонид Иванович, затем - Кондратов Николай Николаевич».

       В то время Больше-Котяковское начальное училище было самостоятельным и не входило в состав Кшаушской школы. Забегая вперед, скажем, что в 1947 году оно будет реорганизовано в Больше-Котякскую начальную школу и станет филиалом Кшаушской школы, к тому времени семилетки. В 1968 году начальная школа будет вовсе ликвидирована, здание разберут и перевезут в Кшауши. Там построят трехклассное школьное здание. Таким образом, Кшаушская школа расширится, все дети перейдут на учебу в нее. Две школы, просуществовавшие бок о бок почти шесть десятков лет, сольются в одну, но тем не менее их исторические судьбы, судьбы многих учителей и учащихся обеих школ будут тесно связаны друг с другом.               

       Старожилы говорят, что в1911-1913 годах обучение в Кшаушской школе было приостановлено. Никто не помнит, по каким причинам. Были и другие перерывы в ее работе. Вспоминает ветеран войны Василий Федорович Тихонов, житель д. Курмыши: «После гражданской войны из-за отсутствия школьного здания, а также из-за нехватки учителей школа не могла работать постоянно. К примеру, в 1922-23 учебном году школа не функционировала, учащиеся деревень Курмыши, Малые Котяки, Собаккасы обучались в Больше-Котяковском начальном училище».

 

Школа в годы первых пятилеток

        Воспоминания пожилых людей могут быть отрывочными, порой даже противоречить друг другу. Но от этого они не становятся менее ценными для нас. По ним полнее представляем, как жили в нашей округе люди в те времена.

       Из воспоминаний ветерана войны и труда Якова Михайловича Седова, жителя д. Б. Котяки:

      «Школу в нашей деревне строил Афанасий, житель д. Собаккасы. Для этого перевезли с берега Волги склад одного купца. Изначально здание установили на нижней улице (Кача тавайки айламе). Получилось 4-классное школьное здание, рядом с которым были баня, погреб и дровяной склад. Один раз в неделю преподавать приходил священник Ишаковского прихода. Его уроки были полностью «божественными»: закон Божий, отче наш, церковные песни. Сначала работала Анна Павловна, из учительской семьи, хорошо говорила по-русски и по-чувашски. Она обучала одновременно в четырех классах. Проработала вплоть до Октябрьской революции. Затем вместо нее стал учить детей Трофимов Александр из д. Хыймалакасы нашего района.

       В 1919 г. я пошел в первый класс. Проучился три года. Дальше продолжать учебу не было возможности. В 1920 г. обучал детей учитель Рябинин Трофим из д. Мускаринкасы. В 1921-25 г.г. школа была закрыта, так как нечем было отапливать классные помещения. Однако обучение детей не прекращалось: занятия проводились в домах жителей деревни Яргунина Захара и Волкова Михаила.

       В нашу школу приходили дети из деревень Курмыши, М. Котяки, Собаккасы. В 1930 г. здание перенесли на верхнюю улицу, в середину деревни, на место хозяйства Наумова Василия. Учить начала Илюхина Наталья Алексеевна. Позднее работали Заморжев В.В., Ярабаев Тит. Много сил отдал Трепнев С.И. Больше-Котякской школе: хорошо содержал здания, вовремя проводил их ремонт, в саду посадил яблони» ...

       Но вернемся в Кшауши. В 1925 году здешний житель Николай Андреевич Эткеров сдает под школу в аренду свой кирпичный дом. Заведующей в школе начинает работать Зинаида Николаевна Пикторинская, дочь дьякона Пикторинского Н.В., когда-то работавшего здесь законоучителем. Она становится первой женщиной- руководителем Кшаушской школы. Но, кажется, ей, утонченной нежной барышне, работать здесь совсем нетрудно. Школа - часть ее жизни с тех пор, как она помнит себя. Когда-то здесь преподавал ее отец, и все связанное с обучением детей, принимал близко к сердцу. Нетрудно представить, как росли дети в этой семье: они остро переживали все, что волновало отца, мечтали втайне как-нибудь ему помочь.

     Однажды маленькая Зина встретила девочку из соседнего села, Эта девочка начала было ходить в школу. Училась с радостью и вдруг перестала появляться на уроках. Зина спросила: «Оля, ты что, больше не будешь ходить в школу?» Оля ничего не ответила, лишь согнулась, как старенькая, и пошла прочь. Став взрослой, Зинаида Николаевна нет-нет, да и вспомнит тот случай из детства: пустую улицу в чужом селе, старый дом, который отыскала не сразу, и злую изможденную женщину во дворе. «Тетя Марфа! - замирая от страха, обратилась Зина к женщине - Разреши Оленьке в школу ходить. Оленька учиться хочет...»

        Однако учиться Олю так и не пустили. Семья недавно потеряла отца, Марфа должна была работать, и кому-то надо было оставаться в доме, за младшими смотреть... Прошли годы, в стране произошли большие перемены. Дочь дьякона Зинаида Николаевна не совсем понимала, что делается вокруг, Она старалась не думать о том, что было непонятно и поэтому страшило. Достаточно того, что она говорила себе много-много раз: при советской власти все дети смогут учиться, новая власть открывает дорогу к свету. Зинаида готова была работать, сколько хватит сил. Ее родной брат тоже стал учителем, работал директором Ишакской школы-шестилетки.

       Сама Зинаида преподавала в трех классах одновременно. Дети на уроках смотрели на нее во все глаза. Казалось, что ни спросишь у нее, на все она могла дать ответ. Зимними вечерами и взрослые, и ребятишки собирались послушать, как она играла на рояле... Слушая воспоминания старожилов, удивляешься разностороннему таланту этой молодой женщины.

       В 1927 году начинается строительство нового школьного здания!

      Руководит строительством житель д. Кшауши Николай Егорович Егоров, участвует в нем большинство жителей из ближайших деревень Кшаушского сельского совета. На своих лошадях крестьяне вывозили из-за Волги строительный материал.

     Дело в том, что жители окрестных деревень давно мечтали о просторном здании для школы. Дом Николая Эткерова, в котором она помещалась, был красивым, прочным, (стены были толщиной почти в метр), но все-таки был лишь кое-как приспособлен под школу...

   Жители д. Кшауши вспоминают: «В этом красивом кирпичном здании размещались: в 1925-29 г.г. - учебный класс школы, в 1932-Зб гг. - школьная мастерская, в 1936-1945 гг. - сельский совет, в 1945-47 гг. - санузел, сушилка для зерна, с 1947 г - жилой дом». Оно сохранилось до сих пор (приложение .

     За полтора года четырехклассная школа была построена.. 1929-30 учебный год начался уже в новом здании. Известно, что в это время назначается новый директор - Елена Сергеевна Ерлакова. Школа получила новое название - Больше-Кжаушинская школа-шестилетка. «Всего учащихся -154, из них 48 девочек» (ЦГА Чув. АССР, 1930 г., фонд 1012, дело № 43. опись 1). Учились дети деревень Янгильдино, Ярускасы, Курмыши, М. Котяки, Б. Котяки, Ырашпулыхи, Клычево, Сарпак-Хочехматы, Мемеши, Мижеры, Мадикасы, Ишлей-Покровское, Пархикасы, Мамыши, Сархорн, Алмыкасы, Чиганары, Сятра-Марги, Василькасы, Хачики, Тимер-Сирма, Собаккасы, Кшауши, Мускаринкасы, Самуково, Ядринкасы, всего из более 25 деревень. Выпускники Больше-Котякской начальной школы также стали продолжать обучение в Больше-Кжаушинской школе. Она была единственной крупной школой на многие километры вокруг. В этом - историческое значение нашей школы.

      В то время при школе имелся приличный земельный участок, на котором учащиеся выращивали овощи, картофель и другие культуры. Это позволило еще в 1931 -32 учебном году организовать в школе горячие обеды. Школьники активно помогали колхозу имени Карла Маркса е уборке урожая. В знак благодарности тогдашний председатель колхоза Херсонов Гурий Алексеевич, впоследствии работавший председателем исполкома Ишлейского и Октябрьского районов, помогал школе продуктами. С пониманием к нуждам школы относился и главный бухгалтер колхоза Александр Григорьевич Герасимов.

     «Не было в округе такого большого и солидного по тем временам здания, какой была наша школа. Нам, тогда еще детям, она казалась огромным величавым дворцом, а учителя и учительницы воспринимались нами добрыми и отзывчивыми старшими братьями и сестрами. Мы их очень уважали и почитали... Школа была не только учебным заведением. В то время не было ни клубов, ни домов культуры, и потому она стала центром культуры. Здесь проводились собрания и другие мероприятия, показывали немые кинокартины, ставились концерты и спектакли». Это воспоминания Петра Максимовича Орешникова, жителя д. Ярускасы.

     По  воспоминаниям местных старожилов, которых мы цитируем дословно взяты из книги Иванова Ю.И. (стр.11)

    «Сам я учился в Кшаушах с 1933 до 1940 года - продолжается рассказ П.М. Орешникова, - со мной вместе учились Л. Серебряков, В. Трепнева, М. Рафанова, И. Карпов и другие. Помню также старшеклассников Л. Павлова (он был редактором стенной газеты «+амрёк хунав» («Молодая поросль»), П. Яландаева, И. Силову. В 6 классе меня избрали членом ученического комитета. В районном конкурсе чтецов-декламаторов я занял третье место... Школу закончил с похвальной грамотой, но из-за плохих материальных условий учиться дальше не пришлось, На всю жизнь запомнились мне наш директор А. Ильин, завуч П. Иванов, учителя Н. Алексеев, Г. Максимов, В. Ильина, М.Павлов, Ф.Дмитриев, В.Захаров...»

      В деревнях тех времен появляются первые репродукторы. Из тарелки на столбе или на стене доносились человеческая речь, музыка, пение. Поглядеть на такое чудо собирались все, от мала до велика. Мало того, в школе начал работать радиокружок, теперь детей учили самим мастерить приемники.

     Конечно, и учиться, и учить было нелегко. Вот что рассказывал ветеран войны и труда Александр Григорьевич Герасимов, житель д. М. Котяки: «В Кшаушской школе-семилетке начал учиться в 1927 году, когда мне было уже 10 лет. Раньше, хотя и очень хотелось идти в школу, не было возможности. Не было хлеба, а главное - нечего было надевать. Первая моя учительница - Николаева Нина Николаевна - дочь священника (видимо хотел сказать - Пикторинская З.Н.- ред.) Проучился я в школе все 7 классов. Об учителях у меня только приятные воспоминания. Они очень хорошо обучали детей, и дисциплина в школе была ' отличная. Все старались, хотя условия для учебы были плохие. Не было тетрадей (каждый носил с собой доску для письма), не хватало учебников (давали 1 учебник на 2-3 ученика). Помню, в школе было много кружков. Особенно мне нравился кружок радиолюбителей».

     Об этом же кружке вспоминает С.И. Трепнев, учившийся в Кшаушской школе в 1928-35 годах: «Особенно уважали мы учителя математики и физики Анатолия Андриановича Воронцова. В кружке юных радиолюбителей он учил мастерить детекторные приемники. Первой моей учительницей была Зинаида Николаевна Пикторинская - Хоровой и драматический кружки возглавляли учителя Александр Карецкий, Тит Дубров, Никон Олангаев»

     «В школе у нас работало радио, которое приходили слушать почти каждый день сельские жители, - продолжает свои воспоминания А.Г. Герасимов - В Курмышах был ликпункт. Он находился в правлении колхоза. По вечерам до 22 часов проводились занятия. Ходил из, школы один учитель, а также направлялись наиболее успевающие старшеклассники. Так, в 1932-33 г. в ликпункте работал ученик 6 класса Тихонов Василий. Приходили взрослые, молодежь, мужчины и женщины, но, в основном, девушки. Главной задачей было - научить чтению, письму и элементарной арифметике. Обучались один год, в конце года все сдавали экзамен, заполнялся протокол, им вручалась справка об окончании курсов ликбеза». В 1930 году в нашей стране было введено всеобщее обязательное начальное образование. Ликпункты, точнее - пункты ликвидации безграмотности, подобные тому, о котором рассказывает А.Г Герасимов, работают повсеместно. В деревнях они размещались обычно в домах раскулаченных и в пустующих помещениях.

       Больше-Кжаушинская школа-шестилетка в 1930 году переименовывается в Кшаушскую школу колхозной молодежи (ШКМ).

      В ней работают учителя: Ерлакова Е.С., Иванова Н.М., Яковлев К.Я., Леонтьев А.Л., Черников П.Ф. - заведующим 1 ступени (завучем)  был Сидоров Ст., директором (точнее заведующим ШКМ)- Петров Андрей Николаевич. В 1929-ЗЗг.г. при ШКМ действует вечерняя школа подростков. Здесь занимаются те, кто в свое время не был охвачен начальным обучением. В основном, это девочки 10-14 лет. Те, кто постарше, ходят на курсы ликбеза.

      Обучение неграмотных продолжалось почти до 1960 года. Так, в приказе №161 по школе от 26.11.55 г. записано: «п.1. На территории Кшаушского сельсовета имеются неграмотные в возрасте до 50 лет. Для обучения этих людей прикрепить следующих учителей: 1. Смирнова Мария Филипповна - прикрепляется учительница Михайлова В.М,, 2. Халапсина Софья Николаевна - прикрепляется учитель Рязанов Г.М... (и т.д., всего 5 человек - ред.). п.2. На территории нашей школы имеются призывники с образованием 4 класса. Для обучения призывников Охотина Анатолия и Дмитриева Петра прикрепляется учительница Пущина А.В.», в приказе №207 от 05.02.1958г.: «На основании телефонограммы заведующего Ишлейским РОНО от 04.02.1958 г. с 5 по 9 февраля провести подворный обход деревень для выявления неграмотных лиц в возрасте от 16 до 50 лет, для чего прикрепить следующих учителей...» Также указано учителям совместно с депутатами и членами правления колхоза составить соответствующий акт.

     Таким образом, все от мала до велика получили возможность учиться. Более того, становиться грамотными люди были теперь просто обязаны. Здесь уместно привести расчеты о темпах развития грамотности в России, опубликованные в журнале «Вестник воспитания» (1906г.,№ 1): «Если тот же темп роста нашей общественной культуры мы сохраним и в будущем, то для достижения всеобщей грамотности мужчин ... понадобится 180 лет, а женщин- 280 лет». Россия по расчетам журнала могла достичь всеобщей грамотности в лучшем случае лишь в 2186 году. Эти расчеты не оправдались. Так, нельзя не отметить, что Чувашская область по ликвидации безграмотности заняла второе место в стране после Московской области.

Конечно, все эти перемены в жизни школы шли на фоне огромных перемен в стране.

       В 1922-23 годы в Чебоксарском уезде создаются комсомольские ячейки. Кшаушская организована в феврале 1923 года. Утверждена на заседании бюро Чебоксарского укома РКСМ. В протоколе № 22 от 5.09.1923г. записано: «Ячейку в д. Кшауши утвердить с имеющимися членами в числе 9 человек».

При комсомольских ячейках начинают создаваться пионерские отряды. Точной даты организации отряда юных пионеров в Кшаушах нет. Сведения о первом пионерском отряде появляются в октябре 1927 г. Официально отряд юных пионеров числился при ячейке, но фактически - при школе-четырехлетке. Пионеров в отряде- 16, из них- 14 мальчиков и 2 девочки. Возрастной состав: 10 лет - 1 чел., 11 лет - 2, 13 лет - 3, 14 лет - 5, 15 лет - 3.

      По некоторым сведениям, с 1932 г. школа стала называться Кшаушской семилетней, Директором стал Воронцов Анатолий Андрианович, уроженец д. Тойдеряково, чуваш. Он преподавал математику и физику. Впоследствии работал директором Ишлейской средней школы, в институте усовершенствования учителей г. Чебоксары, затем директором школы в Козловском районе.

       Архивная справка (ЦГА Чувашской АССР, 1931г., фонд 1012, дело №26, опись 1) дает нам вот такие сведения об учителях тех лет: «Яковлев Константин Яковлевич, физика, математика, 22 года, из крестьян-середняков; Ерлакова Елена Сергеевна, 20 лет, из крестьян-середняков; Петров Петр Петрович, обществоведение, 35 лет, из крестьян-середняков; Герасимов Григорий Ефимович, труд, столярное депо, 20 лет, из крестьян-бедняков; Балинов Изосим Борисович, основы сельского хозяйства, 27 лет; Леонтьев Аввакум Леонтьевич, история, 19 лет, из крестьян-середняков; Алексеев Никон Алексеевич, чувашский язык, 19 лет, из крестьян-середняков; Данилов Л.В., 20 лет, из крестьян-бедняков».

      В другой архивной справке (ЦГА Чув. АССР, фонд 1012, дело №43) сведения о составе учащихся в 1932-33 учебном году: «Всего обучалось учащихся. Из них: мальчиков - 41, девочек - 59. Детей колхозников -37 чел., детей единоличников - 63 чел. Октябрят - 8, пионеров - 40, комсомольцев - 2. На второй год оставлены по итогам года 7 учащихся».

В 1933-34 году школа снова меняет название. Теперь это Кшаушская неполная средняя школа (семилетка). Директором становится Я.Ф.Федоров, 1910 года рождения. Он преподавал русский язык. Заметный след в истории школы той поры оставили учителя Н.И. Олангаев (биология, география), К.Я. Яковлев (физика), Ю.П. Платонова (начальные  классы), А.Л. Леонтьев, Т.Г. Григорьев, Д.Д. Тойдеряков (труд), а также преподаватели А.Н, Карецкий, П.И. Илларионов, П.Е. Егоров, Н.А. Алексеев, И. Б. Балинов, Г.С. Степанов (математика), А.И. Ильин, Н.А. Александрова, Ф.В. Измайлова, учитель физики Анисимов (инициалы точно не установлены - ред.) и другие.

       Много лет спустя ветеран войны Николай Павлович Белов рассказывал: «Учитель русского языка Дмитриев Ф.Д. хорошо играл на гармошке, руководил художественной самодеятельностью учащихся. Все вместе ставили спектакли. До сих пор помню, как во время выступления в д. Марги мы декламировали: Кашаваш чапла шкуленче Пионерсем веренессе. Маркасене весемте Хана пулмашкан ченессе.

      Детям приходилось выступать и прямо на полях. Их встречали с любовью. Они чувствовали, что их концерты приносят людям радость». О6 этих же годах написал в своих воспоминаниях в 1990 году В.Ф. Тихонов: «В Кшаушах учился в 1930-33 годах. Занимались в новом здании, выстроенном в 1929 году. Здесь же проводились собрания колхозников, ставились спектакли, устраивались по праздникам вечера, показывали кино, правда, немое, работали кружки. Особенно популярным был кружок художественной самодеятельности, руководимый А. Карецким. Кружковцы выступали в соседних деревнях. Биолог И.Балинов учил выращивать овощные культуры. Добрым словом вспоминаю и других учителей. Скромные и старательные, они работали не покладая рук, не жалея сил». Из Чебоксарского районного архива были получены вот такие сведения по тогдашнему Ишлейскому району (печатаем их дословно):

«По состоянию на 01.01.1935 года на территории Кжаушинского сельского совета имеются 2 школы: Б.-Котякская начальная (32 ученика и 1 учитель) и Кшаушская неполная средняя школа (166 учеников и 7 учителей). Здесь же приводятся сведения о колхозах на территории сельсовета, в скобках указан год основания колхоза:

Кжауши (колхоз имени Маркса,1931г.)

Котяки (колхоз «Красный плуг», 1931г.)

Собак-касы (колхоз «Сигнал» 1931г.)

Поселок Тимой (колхоз имени Буденого 1931г.)

Курмыш-касы  (колхоз «Осоавиахим» 1930г.)

М. Котяки (колхоз «Осоавиахим» 1930г.).

       Вспоминает счетовод школы Мария Герасимовна Белова из д. Кшауши «Трудное было время. Люди в колхоз то записывались, то снова выходили. Одним из первых вступил в колхоз Белов Павел из д. Кшауши. крестьяне Борисов Андрей и Белов Семен Павлович пригнали из Канаша для колхоза первый трактор марки «Фордзон».

     В 1940 году первая из выпускников школы Трепнева Харитина Христофоровна возвращается в Кшауши уже учителем. Она окончила Чебоксарское педучилище и начинает преподавать в начальных классах. Всю свою трудовую жизнь, а это целых 40 лет, начиная с предвоенных лет и до 1981г, посвятила Кшаушской школе. Сейчас Трепневой (Дмитриевой) Х.Х. с нами нет.

    Успеваемость учащихся в предвоенные годы была высокой. Согласно архивной справке (ЦГА Чув. АССР, фонд 2240, дело № 3, опись 1) «В 1939-40 воду успеваемость составляла 94%, а в 1940-41 - 98,2%.»

Однако из-за нищеты многие учащиеся, окончив семилетку, не могли продолжать учиться дальше, какими бы они не были способными. За учебу в старших классах средней школы, техникумах, институтах надо было платить 150 рублей в год, а это были немалые деньги.

          В августе 1939 года в стране была введена в школах начальная допризывная военная подготовка. В Кшаушской школе, как и повсюду учащиеся изготовляли макеты винтовок, гранат, на занятиях получали знания по строевой, огневой, санитарной подготовке, по уставу и наставлениям в армии.

 

 Школа во время войны

      Когда началась война, вместе со всеми ушли на фронт учителя-мужчины. Их место в школьном строю заняли женщины: Трепнева Х.Х., Трепнева В.Х, Павлова М.П., Ефремова О.Е., Пущина А.В. и другие.

     За время войны из деревень Кшаушского сельского совета ушло 320 мужчин. 139 семей получили похоронки, некоторые - по 2-3.

      Ветеран педагогического труда Дмитриева Х.Х., вспоминая о тех тяжелых годах, пишет: «Телефонов в деревне не было. 0 начале войны сообщил нам дежурный по сельсовету. Учителя - мужчины сразу ушли на фронт. Учитель математики Атаманов С.К., старший лейтенант, погиб на войне. Его жена, учительница Чиганарской школы, осталась вдовой с тремя детьми. С тяжелыми ранениями вернулись в родную школу и продолжили работать учителя Иванов Петр Иванович и Максимов Георгий Максимович.

      Помню, в 1942 г. в Кшаушах и Собаккасах располагался пехотный полк перед отправкой на фронт. Жили они одну неделю, затем ушли на запад. Среди солдат были и совсем молоденькие парни.

     Из работавших вместе в то время педагогов в живых, кроме меня, никого не осталось...»

    Выпускник школы 1940 года П.М. Орешников рассказывал: «Оба учителя (Иванов П.И. и Максимов Г.М. ) пришли с войны инвалидами. Работать в школе им было крайне тяжело. Они были мобилизованы на фронт в первые же дни войны, одновременно с ними ушел иа фронт учитель русского языка Ф.Д. Дмитриев...

   Дети, которым было 9-10 лет, уже работали в колхозах наравне со взрослыми. Очень часто на работу выходили целые классы вместе с учителями - в помощь женщинам и старикам.

    Кроме того, все оказывали материальную помощь фронту и тылу, работали по сбору теплых вещей для Красной армии, отправляли на фронт носки, варежки и перчатки, папиросы и махорку, мыло, бумагу и карандаши, шили для бойцов кисеты и носовые платки… Вся жизнь была подчинена одной цели - победе над врагом.

    Юлия Ивановна Иванова, выпускница школы 1932 года, первая трактористка колхоза им. Карла Маркса, рассказывала: «С первых дней войны мужчин мобилизовали на фронт. На войну ушли и девушки из нашей деревни: Платонова Алевтина, Наумова Фекла, Белова Мария. Вся тяжесть хозяйственных работ легла на плечи женщин и детей.

Победа досталась очень тяжело. Среди погибших на войне - 136 воинов. Все они - наши бывшие учащиеся.

    Многие умерли в послевоенные годы от полученных на фрони ран, искэлеченного здоровья.

    После победы, вернувшись домой, продолжают работать в родной школе фронтовики Олангаев Никон Игнатьевич, Дмитриев Федор Дмитриевич, Алексеев Никон Алексеевич , Захаров Александр Федорович, Яковлев Константин Яковлевич, Плотников Мефодий Федорович. Директором стал работать Никитин Изосим Никитич.

Рядом с ними - женщины-учителя, достойно выдержавшие все тяготы военного времени и продолжающие как прежде учить детей. Это  Дмитриева Харитина Христофоровна, Пущина Агрепина Васильевна, Серебрякова Нина Николаевна, Кириллова Анна Кирилловна, Рязанова Олимпиада Васильевна, Михайлова Валентина Михайловна, Ротманова Таисия Павловна. Дмитриева Ефросиния Дмитриевна.   Заместителем директора школы работала Семенова Василиса Федоровна, затем Васильев Александр Иванович.

     Техперсонал заготавливал дрова, топил в каждом классе печки, носил из колодцев воду, производил ремонт, чистил дымоходы, белил печки.

В 1946 году а школу возвращается учителем еще один ее выпускник, участник войны Степан Иванович Трепнев. Он проработал здесь до 1975 года, но и после выхода на пенсию не потерял связи с учителями и детьми. Школа навсегда останется частью его жизни.

   Степан Иванович преподавал труд и физкультуру, работал военруком, Долгое время был заведующим сначала Б.-Котяковским начальным училищем, затем - начальной школой,

Л.П. Кудряшова, выпускница 1957 года, впоследствии учительница в своей школе, вспоминает: «В этой школе училась в 1954-57 годах, Директором был Никитин И.Н. Его жена, Дарья Николаевна, обучала в начальных классах. Они жили в доме при школе, у них было много детей. Завучем работала Семенова В.Ф., в нашем классе преподавала географию, в других - и русский язык. Это была справедливая и требовательная учительница. Мы ее очень уважали, но и немного побаивались и стеснялись. Нас учили: Никитин Изосим Никитич (математика), Исаев Геннадий Ильич (черчение, физкультура), сейчас стал извест-ным художником, Дмитриева Харитина Христофоровна (арифметика), Грачев Леонид Иванович (физика), Миронова Олимпиада Васильевна (родной язык), Смирнова Валентина Михайловна (иностранный язык). С благодарностью вспоминаю любимых учителей - Семенову В.С., Дмитриеву Х.Х., Грачева Л.И., Ротманову Т.Л.»

      С 1952 года школа стала называться Кшаушской семилетней школой Ишлейского, а через 7 пет - Чебоксарского района.

Школа 60-х годов

         В 1960 году школа реорганизуется в восьмилетнюю и в следующем году состоялся первый выпуск восьмиклассников. Их 18 человек. В 1968 году директором школы стал Арефий Семенович Кушников. Он проработал здесь до 1974 года, ходил на работу из д. Мадикасы. Сейчас на заслуженном отдыхе.

          В 1968 году ликвидируется Больше-Котякская начальная школа. За последние пять лет в Больше-Котякской  начальной школе не было ни одного неуспевающего. За это она была занесена а республиканскую Книгу Почета Министерства просвещения Чувашской АССР и областного совета профсоюзов.

Школьное здание в Больших Котяках разобрали и перевезли в Кшауши. Теперь две шхолы слились в одну. Кшаушская школа расширилась. У нее появилось еще одно, трехклассное, здаиие, становится чуть просторней. Основное школьное здание, построенное в 1929 г., дети начинают называть «главной школой».

     Вот как вспоминает выпускница 1971 года, учитель математики Вера Гавриловна Белова; «Когда я училась, школа была деревянная, в ней было всего 5 классных помещений. В каждом классе была печка. На обед детям давали горячее молоко. Ученики сами покупали все учебники. Спортзала не было - уроки физкультуры проходили только на улице. В школе был сад, и там росло много яблонь. Некоторые и сейчас еще плодоносят. Когда я прохожу мимо этих яблонь, всегда вспоминаю школьные годы, одноклассников и учителей».

      За годы существования восьмилетией школы (с 1960 по 1984 года) немало труда и энергии в развитие школы вложили директора школы Заморжев В.В., Кушников А.С., Пигалицын И.Г., Моисеев В.М., Фомин С.П., заместители директоров Алексеева У.А., Громова З.Н.

      Многие годы добросовестно проработали в восьмилетней школе учителя-ветераны педагогического труда Трепнев С.И., Пущина А.В., Яковлева М.П., Дмитриева Х.Х., Васильева А.В., Сергеева З.С., Мульдиярова В.Г., Смирнова В.М., Иванова Е.Д., Пономарева Е.Н.

      Здания, построенного в 1929 году, уже нет. Вместо него на центральной усадьбе учебно-опытного хозяйства «Приволжское» в 1984 году было построено типовое здание школы - десятилетки. Так начался новый этап в жизни Кшаушской школы. И хотя здание теперь находится в д. Курмыши, решено было сохранить ее прежнее название.

 

 

Заключение

     Все мы говорим школа, школа. А что же это такое на самом деле? Школа – это учебник знаний. Не было бы школ, не было бы и певцов, и научных работников, и учителей, ведь все знания, что они получают, дают именно школы. Одной из таких школ и является Кшаушская школа. Чем она отличается от других школ района, республики, страны? Вот об этом и хотели рассказать вам, дорогие читатели.

       Многие выучившиеся в этой школе благодарны ей за всё, что они получили от неё. По опросу выпускников этой школы мы сделали вывод, что большинство «светлых дней» прошли именно в школе. Именно школа дала им воспитание, открыла им путь в будущее, в будущее света, добра, счастья и любви.

       Ведь именно школа учит добру, свету. Трудно даже представить, что было бы с нами, если не было б школ.

     По созданию этой работы, конечно же, были проблемы, но материалов очень много набралось. Для того чтобы оставить след, мы расспросили учителей–ветеранов, ныне здравствующих. Большое им спасибо. Это только часть всего проделанного. С 1984 года начинается совершенно новый период. Период становления  и развития Кшаушской школы. Об этом в следующий раз. Есть что вспомнить и рассказать нашим читателям. Пока далеко не ушли надо бы все перевести  на бумагу и сохранить для истории. Историю делаем мы сами. А не зная прошлого у нас нет будущего. Корнями связаны мы крепко. Вот например, в 2004 -2005 учебном году мы с ребятами из кружка «Калем (Перо)» руководитель кружка –Е.А.Майков) выпускали ежемесячный информационный вестник «Калем» в формате А4, где  были отражены все события жизни школы. Это тоже история. Мы гордимся своей школой и желаем ей дальнейшего процветания. Школа есть – есть село, школа есть – есть культура на селе. А в приложении мы дали диаграмму первоклассников, откуда видно, что школе нашей быть. Есть кому учиться в этой школе.  

За 115 лет много людей прошло через эту школу. Школа их вывела в люди. Школа хранит память о каждом своем выпускнике. Так давайте ж постараемся оставить след в этой жизни, оставить добрую память своим детям, внукам.

                                   Теплей человеку в дорогах тяжелых

                                   В суровом краю от того,

                                   что где на свете есть милая школа

                                   Есть добрая школа его…

 

 Библиографический список

 

      1. Иванов Ю.И., Сорокин В.Е. Кшаушской школе 110 лет. – Чебоксары: Частная типография, 2000. – С.6-7,10, 16, 20, 26.

      2. Кшаушской школе – почти 105, как средняя – 10 лет. // Тёванъен (Родной край) (Чебоксарская районная газета) №141-142 (7537-7538) от 26 ноября 1994 г. – С. 3-4.

      3. Славный юбилей школы (Кшаушской школе – почти 110, как средней –  15 лет . – Ял .=чен. (Труженик села) (Газета дирекции учебного хозяйства «Приволжское и Кшаушской сельской  администрации Чебоксарского района) №22 (66) от 24 ноября 1994 г. – С. 1-2.

  

ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ  КШАУШСКОЙ  ШКОЛЫ

15.09.1890 г.     Кшаушинская школа грамоты Янгильдинской волости Ишакского прихода (открыта в д. Собаккасы)

10.11.1908 г.     Кшаушское одноклассное училище мешанного типа ( д. Кшауши)

19.09.1911 г.     Больше-Котяковское начальное училище (как самостоятельное учебное заведение  открыто в д. Б.Котяково)

02.1923 г.          Организована Кшаушская сельская комсомольская ячейка

1925 г.               Кшаушская начальная школа

10.1927 г.          Образование первого пионерского отряда Кшаушской школы при сельской комсомольской ячейке

1929 г.               Больше-Кжаушинская школа-шестилетка

1929-1934 г.г.   Курсы ликвидации безграмотности (ликбез) при школе, вечерняя школа подростков

1930-1931 г.г.   Кшаушская школа колхозной молодежи (ШКМ)

1931 г.               Кшаушская семилетняя школа

1934 г.               Кшаушская неполная школа (семилетка)

1947 г.               Больше-Котякская начальная школа становится филиалом  Кшаушской неполной средней школы

1952 г.               Кшаушская  семилетняя школа Ишлейского района

1959 г.               Кшаушская семилетняя школа Чебоксарского  района

1960 г.               Кшаушская восьмилетняя школа

07.1968 г.          Ликвидация Больше-Котякской начальной школы

09.1984 г.          Кшаушская средняя общеобразовательная школа (построена в д. Курмыши)

09.1988 г.          Открытие школы искусств при общеобразовательной  школе

08.1992 г.          Кшаушский учебно-воспитательный комплекс

09.1994 г.          Кшаушский учебно-воспитательный комплекс- «школа-детский сад»

05.1997г.           Кшаушский учебно-воспитательный комплекс

07.1999 г.          Кшаушская средняя общеобразовательная школа с         углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля


 Карта микрорайона школы в 30-е годы


 

Педагоги, проработавшие в Кшаушской школе более 20 лет

 

Ф.И.О.

Предмет

Лет

Годы работы

Трепнева Харитина Христофоровна

Трепнев Степан Иванович

Пущина Агрепина Васильевна

Смирнова Валентина Михайловна

Сергеева Зинаида Сергеевна

Пономарева Евгения Николаевна

Васильева Анастасия Васильевна

Мульдиярова Валентина Григорьевна

Кудряшова Людмила Павловна

Моисеев Вениамин Моисеевич

Варламова Зоя Михайловна

Иванова Римма Ивановна

Гарашкина Альбина Аверкиевна

Громова Зоя Николаевна

начальные классы

труд, физкультура

начальные классы

биология, география

математика

начальные классы

чувашский язык

математика

начальные классы

русский язык

немецкий язык

начальные классы

химия, биология

физика

40

30

31

27

32

23

23

33

25

23

23

19

22

20

1940-1981

1946-1975

1947-1977

1954-1981

1961-1993

1965-1988

1967-1990

1967-2000

1975-2000

с 1977 г.

с 1977 г.

1978-1966

с 1978 г.

1979-1988